+79787633812

speleologist77

Восхождение на Казбек

Сергей 10.10.2015

Белоснежные вершины всегда приковывали к себе внимание и привлекали разных исследователей, художников и альпинистов. В сознании человека есть сокровенное побуждение  к достижению высоты, и он готов преодолеть любые препятствия, чтобы оказаться на вершине мира.

В очередной раз это чувство побудило нас (двух крымских парней) совершить восхождение на легендарную гору Казбек. Это восхождение было для нас целой повестью с моментами восторга и радости, опасности и выживания в экстремальных условиях. В общем, всё по порядку!!!

Краткое предисловие:

В конце мая 2015 года мы выехали из Крыма и направились в сторону Грузии через Владикавказ. На второй день прибыли в Северную Осетию, заехав в город Моздок. От Моздока мы поехали до Владикавказа тихим ходом по очень «убитой» кавказской дороге.

Примерно через 10 км был первый КПП, где парни в форме и автоматами, проверили наши документы и снаряжение. На ночёвку встали уже затемно не далеко от трассы в 15км от Моздока.

Утром открылся прекрасный вид на зелёные холмы, покрытые альпийской растительностью, казалось, что мы находимся где-то в Ирландии.

Большую часть пути до Владикавказа ехали по горной, каменистой дороге, осторожно вписываясь в повороты горного серпантина.

После Владикавказа выехали в долину реки Терек вытекающей бурными потоками из Дарьяльского ущелья и по военно-грузинской дороге доехали до российско-грузинской границы «Верхний Ларс».
Дорога на Дарьяльское ущелье

река Терек (дорога на Верхний Ларс)

Приблизительно через  4 км прибыли на грузинский КПП «Дариали», и тут нас ожидал крайне неприятный сюрприз, грузинские таможенники не пропустили нашу машину в Грузию, так как она имела крымские номера (82 регион России).

Политика, однако!!! С их слов варианты были такие: или на другой машине (с российским номером любого другого региона) или иди пешком!

P.S. На Российско-грузинском КПП «Верхний Ларс» запрещено проходить границу пешком, только на автомобиле или на велосипеде:)

Главное действие:

Итак! Возвернулись мы в «Верхний Ларс» и поставили нашу «тачку» (Opel – Astra GTC) на бесплатной стоянке и там стали искать таксиста. В кафе подошли к одному усатому таксисту, который сходу нам назначил дерзкую цену в 3000 рублей, притом, что они везут только до грузинской границы, до которой всего 4 км.

Как я понял у них там уже свой налаженный бизнес на русской границе. В общем, мы таки нашли таксиста, который за 1000 рублей согласился провезти нас до грузинской границы. Наскоро упаковали в рюкзаки снаряжение, продукты, вещи и снова оказались в Грузии, теперь как пешие туристы.

грузинская граница Дариали

военно-грузинская дорога

От границы направились в манящую даль извилистой долины Дарьяльского ущелья, любуясь красотой нависающих скал. Так мы прошли 1,5 км по узкой военной дороге и застопили джип, красный Nissan в котором ехала пожилая, семейная пара из Берлина.

Они любезно согласились подкинуть нас до места, узнав предварительно, куда нам надо.  Немцы подвезли нас до Степанцминды (бывшее Казбеги) и мы, закинув рюкзаки на плечи, потопали по старым улочкам посёлка Гергети.

Здесь, среди современных построек просматривались разбросанные по холмам одноэтажные замшелые домики, сложенные из дикого камня, отображая собой времена средневековья.

Старинная башня над Степанцминдой

Горная тропа вывела нас к подножию горы, на которой вот уже несколько столетий стоит каменный храм Святой Троицы – Цминда Самеба XIV в. куполами касаясь голубого неба.Расположен  храм на высоте 2170м, гармонично вписываясь на фоне громадного горного амфитеатра. Рядом с Храмом есть источник Святой Троицы, со святой водой, устроенный в виде фонтана…

На высоте 2170м

Источник Святой Троицы

Чуть ниже храма начинается кромка леса, состоящая из карликовой берёзы, где мы решили устроиться на ночлег.  Ещё на спуске к стоянке, к нам присоединились три собаки, встретив нас с кавказским гостеприимством.

Они так по-дружески заигрывали с нами, будто у нас были полные рюкзаки косточек и сосисок, но при этом не попрошайничали и охраняли нас. Оные собаки знали дело своё и уже давно сообразили, что с туристами надо дружить.

Когда ночь укрылась звёздным покрывалом, во всей красе, с северо-запада предстала пред нами вершина Казбека освещённая светом восходящей планеты. Позади, светился золотым светом древний храм подобный светильнику, поставленному на горе.

Ночной светильник Цминда Самеба

Две планеты над Казбеком

1-й день: Прибытие на метеостанцию. (27 мая 2015)

Утро одарило меня горной прохладой, тишиной и умиротворённостью. Только наши четвероногие друзья наводили суету в лагере, искренне радуясь выползшим из палатки туристам.   Снявшись с якоря, мы встали на тропу и начали стремительно набирать высоту в сторону заснеженных хребтов.

Утро в компании лохматых друзей

Храм на горе (На фоне Дарьяльского ущелья)

Манящая вершина Казбека

На фоне голубого неба периодически появлялся белоснежный купол Казбека, побуждая искушенное сознание стремиться вперёд к главной цели.  Постепенно, на уровне 3300 м,  травяной ковёр сменился снежным покровом,  скрывающим под собой Гергетский ледник, сползающий по юго-восточному склону горы Казбек.
На хребте древней горы

Вид с высоты на Дарьяльское ущелье

Вот уже виден тёмный силуэт здания метеостанции (3675м), но с каждым метром набора высоты сил становилось всё меньше и меньше, а идти ещё приличное расстояние. Уже приближались сумерки, когда мы доползли до подножия хребта, на котором стоит приют «Бетлемская Хижина» (бывшая метеостанция)…

Последний крутой подъём  в 200 метров до «спасительного ковчега» был самым напряжным и казался целой вечностью. Эти 200 метров были как 20 километров. Помню, я делал 2-3 шага и втыкался мордой в снег (думаю Саня, ползущий за мной, делал то же самое). Из последних сил я вылез на площадку метеостанции и как подбитый испанский лётчик добрёл до крыльца.

Внутри нас ждал сладкий чай в тёплой коморке и хорошая компания во главе с комендантом приюта по имени Джони и ещё двух туристов из Москвы, Калининграда. Это были молодые, крепкие хлопцы Ростислав и Егор, которые видя наше умотанное состояние, сделали нам по кружке горячего чаю.

Джони — комендант приюта

Тёплая комора в Бетлемской хижине

Когда я и Саня немного пришли в себя, то решили поставить просушить возле печки, насквозь промокшие ботинки и тут выясняется, что мы забыли взять с собой сменную обувь, а всё, потому что мы в спешке упаковывали свои «походные чемоданы». И тогда Шурику пришла в голову гениальная идея. Он взял мою и свою походную пенопопу (сидушки) и из них сотворил САНДАЛИИ, со стороны похожие на снегоступы:)

Когда сие творение увидел Джони (комендант), он тут же выдал фразу «Я работаю здесь уже 29 лет и многое повидал за эти годы, но такое вижу впервые!!!» Такая вот картина маслом получилась! Как сказал один мудрый человек «Если нет выхода, надо искать вход».

Как потом выяснилось, то расстояние что мы прошли за день, нормальными туристами проходится за два дня с промежуточной ночёвкой за перевалом Саберце, на высоте около 3000м. Тут-то до меня дошло, почему мы в этот день так умотались, сделав набор высоты 1575 метров преодолев 8,7 км общего расстояния с постоянным подъёмом (с тем учётом, что ближе к леднику мы уже шли преимущественно по талому снегу).

P.S. Утром, возле источника я встретил туриста из Голландии по имени Арне. Он и ещё двое его друзей тоже оказались тут, на приюте. Намного позже нас пришли  поляки (трое ребят), которых мы обогнали днём, на подъёме. Значит не одни мы такие, отчаянные туристы:)

P.S. Интересный факт: Высоко над приютом находится вырубленный в красной, андезитовой скале пещерный храм Бетлеми (Вифлеем) на высоте 4100м. Исследователи считают, что это самый высокогорный, христианский пещерный храм в мире.

Фрески внутри храма Бетлеми

Схема расположения храма Бетлеми

Рядом расположен монашеский комплекс VI-VII веков. Храм запирался железными воротами, а перед входом свисала в пропасть железная цепь, по которой в храм поднимались монахи. В куполообразном храме был обнаружен церковный престол,  много старинных монет XV-XVIII веков, бронзовый подсвечник, церковное знамя X-XI веков и другие ценные артефакты.

2-й день: Акклиматизация.(28 мая 2015)

Этот день выдался солнечным и богатым на новые неожиданные сюрпризы!  После обеда мы покинули обжитую обитель и направились в сторону Казбекского плато (4200м) для акклиматизации. Тропа  петляла траверсом  по левому (орографическому) борту ледника Гергети и вскоре метеостанция  скрылась из вида.
На склонах Казбека, (над приютом)

Вершина в белой перине облака

Где-то через два километра (от метеостанции) впереди, с правой стороны показалась длинная каменная стена, состоящая из конгломерата, которая именуется «Хмаура» что в переводе значит «шумная». Это реально опасное место!!! С левой стороны идут мощные разломы ледника, а с правой стороны нависает над тобой скала высотой около 100 метров и протяжённостью в 1км.

Хмаура — шумное место

Скалы-конгломераты.

Со склонов этой скалы постоянно катились и падали камни разного калибра, при этом создавая постоянный шум. Солнечные лучи усиливали этот процесс: При нагреве, лёд & снег таял, и потоки талой воды вымывали камни из осадочной породы. Когда мы топали по тропе вдоль этой шумной скалы, наверху показалось облако пыли и… тут же вниз по склону полетели в нашу сторону груда камней.

Один из этих камней, наиболее крупный остановился в 15-ти метрах от тропы, где стоял Саня в стойке вратаря. Нам очередной раз повезло, так как летящие камни на большой скорости влетели в глубокий, рыхлый снег который  их затормозил.

Слева мы увидели широкий разлом в леднике и, невзирая на опасность, заглянули в глубины ледяного каньона. Ледяные стены каньона имели  орнаменты, состоящие из округлых камней сложенных в одну линию, и образующих подобие крупного бисера. Вокруг была нереальная завораживающая картина отображающая сюжеты иного мира.

В разломе древнего ледника

На высоте 4000м

Царство льда и камня

Примерно в 15:30 мы вышли на снежное плато, набрав высоту до 4245 метров. На этой высоте мы планировали провести около часа для лучшей акклиматизации, и предусмотрительно взяли с собой термос с горячим чаем. Сделали привал, на душе хорошее настроение от потрясных видов, отличной погоды и всё шло по плану.

На высоте 4245м. Виды с Казбекского плато

Для полного релакса Шурик налил себе в кружку чая, пригубил и… тут же выплюнул содержимое на снег, сказав «на, попробуй». По цвету это был чай, а вот по вкусу — жидкий концентрат соли. Всё банально и просто!

Шурик в суете перепутал банки и вместо сахара, щедро сыпанул в термос  соли «экстра»:) Каждый тогда получил свой кусочек удовольствия!!! Посидели, посмотрели на снежные барханы и через полчаса двинули в обратный путь.

Майский вечер подарил всем туристам красочный закат.

3-й день: Восхождение на Казбек.(29 мая 2015)

В 01:17 ночи мы встали, упаковали рюкзаки всем необходимым снаряжением, и вышли из метеостанции. Далеко впереди шли голландцы, два человека, которые были для нас ориентиром.

Прошли примерно 500 метров при свете налобных фонарей и заметили, что голландцы повернули обратно, и на тот момент это было правильным решением, так как за бортом было холодно, дул сильный ветер и при этом была плохая видимость, временами шёл снег.

В общем, недолго думая мы тоже вернулись на базу. Примерно в 5 часов утра погода заметно улучшилась, появилось солнце, и утих ветер. Глянув в окно, увидели, что вершина Казбека  полностью открылась, скинув со своих плеч густое облачное покрывало.

Решение было принято без всяких раздумий, надо делать вторую попытку, тем более что рюкзаки уже собраны. В 5:35 мы снова вышли на штурм вершины.

На крыльце нас встретил местный, рыжий пёс по кличке Напрал и сразу составил нам компанию. У него был неисчерпаемый запас энергии, он всё время бегал кругами вокруг нас, часто разгоняясь по склону, ложился набок и катился вниз, чем привносил много позитива. Этот рыжий бродяга сопровождал нас большую часть пути до высоты 4500м.

Рыжий друг на высоте 4500м

Когда мы прошли плато, погода резко ухудшилась, и всё превратилось в сплошное молоко с порывами сильного ветра. Далее шли по GPS навигатору и все обстоятельства были за то, чтобы развернуться и пойти обратно.  Но некое чувство двигало нас дальше, видимо пламенное желание достичь поставленную цель, тем более что мы уже прошли более половины пути до вершины Казбека.

После казбекского плато началась опасная зона, где ледник имел скрытые под снегом трещины и дальше мы шли с большой осторожностью. Подъём становился всё круче, а сил всё меньше! Время от времени облачный занавес открывался, и были видны величественные панорамы северных хребтов с  горными вершинами Чачхох, Кайджаныхох и Куарджин.

Примерно в четвёртом часу, после затяжного подъёма мы вскарабкались на седловину, и до восточной вершины оставалось всего 300 метров с набором высоты около 100м. В тот момент, когда я вышел на седловину и стал дожидаться своего друга, неожиданно открылась вожделенная вершина, и она уже была так близко…

Восточная вершина Казбека (5042м)

Финишная прямая была самой трудной т.к. угол подъёма был весьма крутым. К тому же приходилось делать дополнительные усилия, сопротивляясь шквальному ветру. В 16-ть часов дня мы стояли на вершине Казбека!!! Чувство победы не омрачалось даже тем, что на вершине была густая, белая пелена, скрывавшая всю красоту высокогорья.

Мы сделали пару фотоснимков с логотипом РГО и поспешили в обратный путь.

На вершине Казбека (5042м)

Высота по GPS навигатору 5042м

Далее мы шли  в связке, обвязавшись верёвкой без остановок и привалов на полном автопилоте, доверяясь только GPS навигатору. Саня шёл впереди, а я его подстраховывал, следуя за ним, и на очередном спуске, он снова ушёл по пояс в снег, болтая ногами в пустоте глубокой трещины ледника.

Сгруппировавшись, в позе ящерицы он прополз на брюхе вперёд и высвободил себя из объятий ледяной пропасти. Плотный, подмёрзший снежный наст не дал ему уйти на дно трещины. Потом мы немного вернулись назад и обошли это опасное место. Всё это действие повторялось несколько раз. Кругом была только белая мгла и неизвестность!!!

В моём воображении была лишь одна картина «сижу в тёплой каюте на горном приюте и пью сладкий, горячий чай». Вдали, уже в глубоких сумерках показался долгожданный приют похожий на «Ноев Ковчег».

Когда мы наконец-то зашли в каюту, то не могли даже ничего сказать, сил уже не было, просто два замороженных манекена:) В каюте нас дожидались Джони, Егор и Ростислав. Хлопцы сделали нам по кружке горячего чая и моя мечта осуществилась!!!

Джони, закончив говорить по телефону, отчитал меня и Саню за наш «героизм» сказав, что такие же «герои» как вы пошли и уже не вернулись назад, указывая на стенд с фотографиями людей погибших на этой горе… Потом Джони поздравил нас с восхождением и поставил на стол грузинский самогон – Чачу… Я же предпочёл согреваться чаем с вкуснейшим мёдом янтарного цвета.

P.S. Восхождение на Казбек длилось 11-ть часов. Спуск с возвращением на приют занял 4-е часа. Это было самое тяжёлое и опасное восхождение за все годы.

4-й день: Обратный путь в Степанцминду (30 мая 2015)

С самого утра была непогода с сильным ветром и снегом, но потом  ближе к 11-ти дня появилось солнце, в просвете облаков прорезая лучами туманную мглу. Первыми поспешили вниз Егор и Ростислав, которые навесили на себя целую гору снаряжения, будто собрались на крутой штурм Эвереста, а следом за ними и мы решили пойти в обратный путь.

Отдавая должное высокогорной Хижине, мы утром сделали уборку в своей уютной комнате, где провели три ночи и, попрощавшись с Джони, рванули вниз. Уже очень хотелось попасть в объятие тёплого лета, где нет снега и зелёные альпийские луга залиты солнечным светом.

На спуск мы снова шли втроём, вместе с четвероногим другом, рыжим псом, который вчера был нашим верным спутником при восхождении на Казбек, а сегодня проводил нас аж до самой церкви Святой Троицы.

Через пару часов мы были уже в Степанцминде, зашли в грузинское кафе и первым делом заказали национальное блюдо хинкали, по 8 штук на каждого. Давно хотелось отведать настоящих грузинских хинкали с сочной мясной начинкой. Натуральные хинкали делают с хвостиками из теста, чтобы их было удобно держать в руках и сами хвостики обычно не едят, но я с «голодухи» съел всё это без остатка. Всё было вкусно и сытно!

На основании пережитых событий сразу скажу, что любое восхождение необходимо совершать в «правильные» месяцы, когда бывает стабильная погода с большим количеством солнечных дней. Этот благоприятный период начинается с августа и заканчивается в октябре. Местный народ поговаривает, что лучше делать восхождение в период растущей луны, типа в это время держится стабильная, хорошая погода. Желаю вам удачных восхождений!!!